Часть 1. Туда (дорога до границы, прохождение таможен, дорога до Хельсинки).
 
  Итак, Рубикон перейден, едем на машине в Финляндию на 4 дня (с 25 по 28 мая 2006 г.).
  Загранпаспорта сделаны, визы оформлены, гостиница забронирована, валюта закуплена, машина (99-ая) подготовлена (тонировка с передних боковых стекол отодрана, ходовая проверена, бак заправлен), вещи собраны – отступать некуда.
  Едем втроем – я, жена и дочка 9 лет.
  Подъем намечен на 03:30 с прицелом на отъезд в 04:00. Спать легли накануне пораньше (20:00 – 21:00). Поднялись по будильнику (чтобы не проспать завели на всякий случай 2 будильника), но подготовка к отъезду заняла больше предполагавшихся получаса. Для того, чтобы проснуться, взбодриться и больше не засыпать на трассе, принял 0.5 л энергетика. В общем, тронулись мы только в 04:30. Т.к. живем мы на юго-западе Питера, на выезд из города планировалось потратить полчаса (ночь все-таки), в итоге потратили минут на 20 больше (в одном месте – знак «Объезд», в другом знакомом месте неожиданно нарисовался знак запрета выезда на набережную). Но все хорошо, что хорошо кончается – и вот мы мчимся по нижнему шоссе в направлении Сестрорецка. По верхнему (Выборгскому) шоссе ехать не решились, т.к. по слухам там дорога убитее, хоть и короче получилось бы. Без проблем миновали Сестрорецк, выехали на Скандинавию. Дочка на заднем сиденье досматривает сны. Жена сидит рядом, переживает, т.к. для нас это первый наш выезд за границу не то чтобы на авто, но и вообще. Во время подготовки к поездке была перелопачена масса информации в Интернете, были заготовлены специальные листики с необходимой информацией, расписание дел на все 4 дня, напоминалки…
  Итак, подъезжаем по Скандинавии к Выборгу. По материалам из Интернета знаю, что существует объездная дорога вокруг Выборга, но по плану поездки нам необходимо дозаправиться на АЗС Neste (вот хочется именно на ней), которая, как следовало из материалов всемирной паутины, обитает в Выборге. И действительно при подъезде к Выборгу видим указатель: Хельсинки – прямо, Выборг – направо. Сворачиваем направо. Здесь, как выяснилось позднее, мы и совершили свою первую стратегическую ошибку. Первое – дороги в Выборге просто ужасные, половина улиц (во всяком случае так мне показалось) замощена булыжниками (едешь на 2 передаче и получаешь бесплатный вибромассаж). Второе – заправки Neste в Выборге мы так и не нашли, были заправки Лукойл, Выборгской топливной компании, еще какие-то заправки, но только не Neste. Третье – мы таки заблудились в Выборге, где-то куда-то не туда свернули и в результате минут 20 катались по утреннему Выборгу, мечтая о том, как побыстрее выбраться на нормальную дорогу. Ну, выбрались в конце концов, но время и нервы потеряли, и что обидно, совершенно бесполезно. Поскольку Neste мы так и не нашли, то при выезде из Выборга перед нами во весь рост встал вопрос о заправке, и уже не важно какой фирмы она будет. Так что, как только показалась первая же заправка (кажется, «Арис»), мы свернули туда. Залили до горлышка бензобак и взятую с собой 10-литровую канистру (10 литров можно провозить в Финляндию без пошлины) – как известно, цены на бензин в Финляндии раза в 2 с лишним больше, чем у нас. Чисто субъективно заправка мне не понравилась – показалось, что надурили с литражом (накануне поездки заправил полный бак, а на заправке с меня взяли за 29 л с учетом 10-литровой канистры – неужели я потратил 19 л от Питера до Выборга?). Ну да ладно – все равно ничего не докажешь. Канистру – в багажник и вперед к Торфяновке (т.к. нам нужно было в район Хельсинки). Дорога – неплохая, но узкая – на одну полосу в каждую сторону, так что обгонять надо осторожно. Кое-где неровности, но висят предупреждающие об этом знаки. Где-то в 07:45 подъехали к шлагбауму с погранцами. Показали визы в паспортах и поехали дальше к границе. Удивило то, что нам ничего не дали и не отметили (в Интернете писали, что должны выдать квиточек с какими-то печатями, где будет отмечено кол-во пассажиров). Подъезжая к границе уже подготовились к самому худшему – где-то прочли, что у наших таможенников с 8 до 9 перерыв на пересменку, а какая никакая очередь должна быть. Начали нервничать-жалеть о потерянном времени: вот если бы выехали вовремя, вот если бы не было объезда на Московском проспекте, вот если бы без проблем выехали на набережную в Питере, вот если бы не потеряли время на катание по Выборгу… А теперь мало того, что в очереди стоять, но и таможенников 1 час ждать. Надежда проснулась, когда подъехав к таможенному посту увидели у будочек всего лишь один автомобиль, да и тот уже собирался отъезжать. Поехали сразу к будочкам, так как таможенную декларацию (2 экз.) заполнили еще накануне поездки. Руководствуясь материалами Интернета (сперва таможенный контроль – первая будка) взял документы и пошел к будке. Сунул в окошко таможенные декларации, загранпаспорт и ПТС (паспорт транспортного средства). Дядька в будке пробурчал, что золотые серьги и серебряные цепочки с крестиками я мог бы и не указывать, еще чего-то пробурчал, почирикал в таможенной декларации (обвел все позиции, поставил Z) и отдал все документы обратно, за исключением 1 экз. таможенной декларации. Я махнул рукой своим, чтобы выходили из машины, и все вместе потопали к третьей будочке на паспортный контроль. Я, как водитель, первым отдал девушке в окошко свой загранпаспорт и ПТС. Она чего-то ввела себе в компьютер, поставила штампик в паспорт и отдала все обратно, сказав при этом, чтобы шел открывать багажник пограничнику, который сидел в этой же будке, но при этих словах встал и вышел. Я грю жене – пошли багажник открывать. И мы всей семьей ломанулись к авто, которое все еще стояло у первой будки. Тут слышим – сзади крик – девушка выскочила из своей будки и орет жене: «Женщина, а вот вашего паспорта я так и не видела». Ага, точно – на нервах забыли об этом совсем. Жена побежала обратно к третьей будке доделывать паспортный контроль, а я открыл багажник погранцу – смотри. Он для проформы ткнул пальцем какую-то сумку, сказал «Намана - закрывай». Тут как раз жена возвратилась – и мы счастливые, что успели до 8 часов пройти российскую таможню, причем быстро и без особых проблем, проехали мимо будочек под шлагбаумом и через 100 метров припарковались у магазинчика Duty Free. Надо было все-таки узнать, что это такое. Ну, даже не знаю что и сказать. Недоумение и разочарование – вот мои чувства от посещения магазина. Где-то слышали, что там есть недорогая фирменная косметика. Может оно и так, но той косметики, что пользует моя жена, мы там не нашли. Выбор мне показался крайне скуп. Возможно, здесь хороший алкоголь – не знаю, но поскольку мы с женой не относим себя к эстетам и гурманам, то нам и наш «Дипломат» – хорошая водка. Магазинчик маленький. Наш взгляд ни за что не зацепился. С легким чувством обманутых надежд мы покинули Duty Free. Сели, поехали к государственной границе. Навстречу – очередь контейнеровозов длиной с километр. И вот мы проезжаем мимо двух столбиков, обозначающих государственные границы, сначала нашего, а затем и финского. Але-оп – и мы в Финляндии.
  Едем дальше – перед нами дорога разтраивается и над каждой дорогой висит светофор. Над центральной дорогой – красный свет, над крайними – зеленый. Как Илья-Муромец на распутье – куда дальше – направо или налево? Ну поехал по левой дороге. На дороге образовались три полосы и снова над каждой из полос по светофору. Слава богу, здесь не надо думать – зеленый свет горит только на одном из трех. Еду по этой полосе и подъезжаю к таможенному зданию-ангару. Вылезаю из машины, слышу свист, оглядываюсь. На балконе соседнего ангара стоит финн-таможенник, машет рукой и орет: туда. Упс – все-таки не на ту дорожку свернули, надо было по правой ехать. Возмущаюсь про себя – и чего тогда зеленые светофоры вывешивать, спрашивается. Ну да ладно – осматриваюсь: как обратно то ехать – вроде бы одностороннее движение, но никакого другого пути не имеется, а посему разворачиваюсь и еду обратно к первым светофорам, а оттуда по правой дороге к таможенному посту. Пока я совершал эти маневры вперед меня проехала пара машин. Подъехали, значит, мы, говорю – выходим. И все вместе входим в таможенный пост. Гляжу – свободное окошко. Подхожу один, жена с дочкой остались за турникетом (не помню как, но я понял, что подходить надо по одному). Здороваюсь и отдаю в окошко загранпаспорт (кстати, если паспорт одет в обложку – финны требуют снять, т.к. они прокатывают паспорта через какое-то устройстве и обложки мешают этому процессу). Финн смотрит, проверяет визу, говорит на ломаном руссом: «Текпаспоот». Я протягиваю ПТС. Финн смотрит на бумажку, поворачивает, оборачивается к другому финну, о чем-то спрашивает, потом отдает мне ПТС и говорит, качая головой: «Но текпаспоот». У меня отвисает челюсть. Спрашиваю: «Но?». «Но» - подтверждает он. Блин, как это «но»? Че делать то? Приплыли… Ну, думаю, раз эта бумажка ему не нравится, попробую дать свидетельство о регистрации транспортного средства (а больше и нечего). И с облегчением вижу, что финн кивает головой – типа, ага, его мне и нужно. От сердца отлегает.
  Размышление на отвлеченную тему. Похоже, я стал жертвой терминологической путаницы. Я думал, что техпаспорт – есть не что иное, как паспорт транспортного (или технического?) средства (ПТС), только сокращенно (там паспорт – и здесь паспорт). Везде в Интернете также пишут, что на границе требуют техпаспорт, и я специально взял с собой ПТС. Мне и в голову не приходило, что для всех остальных нормальных людей техпаспорт – это не что иное, как свидетельство о регистрации (розовый листок в ламинате). Похоже, что это пережиток прошлого – так его раньше называли, до того как он стал свидетельством о регистрации. Но я же об этом был ни сном ни духом. Через несколько дней при обратном пересечении российской границы, я на этом «техпаспорте» снова попал впросак. Финн-то, вы сами понимаете для меня был не показатель. Он и разговаривает с трудом, запросто может перепутать понятия. И при прохождении паспортного контроля, увидев то же самое объявление, что первым сдает документы водитель, предъявляя техпаспорт, я, нисколько не сомневаясь, снова сую в окошко девушке свою многострадальную ПТС и нарываюсь на откровенный вопрос: «Вы чего – издеваетесь или действительно не понимаете?» Я опять делаю круглые глаза и полным трагизма голосом говорю: «А что не так?» и добавляю, что я за границей в первый раз. Тут она мне и открывает глаза на истину (см. выше). Ну что ж: век живи – век учись (дураком помрешь).
  Возвращаюсь к нашим баранам. Финн доволен. Спрашивает: «Кута еттете?». Говорю: «В Эспоо» (это предместье Хельсинки). «Сачем?» – «На соревнования». «Карашо» – и отдает мне все документы. Подходит жена с ребенком, без проблем проходит паспортный контроль. «Допро пошаловат» и мы покидаем гостеприимный пост. Садимся в авто и въезжаем на «гражданскую» территорию Финляндии. Сразу же включаю ближний свет (ПДД Финляндии, знаете ли…). Кстати, машину нашу вообще не досматривали, т.ч. можно было взять и 20-литровую канистру бензина (некоторые, как я читал, так и делают, а на всякий случай отливают из нее литра 2, чтоб плескалось – все равно измерять не будут).
  Время на часах – 08:15. За полчаса прошли российскую и финскую таможни с заездом в Duty Free. В общем, выше всяких ожиданий.
  Когда все переживания и треволнения остались позади, начал вспоминать, ничего не забыли? Ага, во, говорю своим, – ну-ка, во-первых, давайте все пристегивайтесь, включая дочку на заднем сиденье (поскольку в Финляндии так положено), а во-вторых, переводите часы на час назад (в Финляндии время меньше московского на час), и часы на сотовых не забудьте перевести. МТС на сотовых сразу исчезла, вместо нее определилась и установилась в качестве оператора некая компания Sonera. Ну сонера, так сонера. Да, перед поездкой надо не забыть включить международный роуминг в офисе МТС (при себе иметь паспорт). Этот совет – только для абонентов МТС (как для остальных операторов – не знаю). Со связью в Финляндии были кое-какие проблемы: сначала попробовали позвонить с мобильника на мобильник – в одну сторону звонит, в другую – нет. Говорит – «неудержимое соединение». Потом дотюмкали: наши телефоны были зашиты в телефонной книге и по горячим кнопкам друг у друга, и в одном телефоне набор номера был сохранен как «+7911» (который мог дозвониться), а в другом «8911» (который был импотентом). После того, как второй пересохранили на «+7911», оба стали успешно дозваниваться. Кроме этого два раза у нас был глюк: трубка звонит – отвечаешь «але, але», в ответ ничего не слышно, при этом абонент твои «але, але» слышит. Что это такое было – не знаю.
  Ну, возвращаюсь к поездке. Первые километров 5 по Финляндии действуют жесткие ограничения скорости, поэтому в среднем едем со скоростью 60 км/ч, но чем дальше от границы, тем допустимая скорость выше, вплоть до 120 км/ч. Только в одном месте пришлось притормозить до 40 км/ч (в Котке, что ли?). Там еще 2 перекрестка с круговым движением, к тому же территория города, поэтому такое ограничение понятно. По всей трассе хорошо заметные чистые дорожные знаки, указатели населенных пунктов. В общем-то все знаки и указатели понятные. У меня лично недоумение вызвали два дорожных знака: первый – на большом щите на зеленом фоне изображение легкового автомобиля (можно предположить, что сие означает автомагистраль только для легковых автомобилей, тем более, что этот отрезок трассы сопровождался довольно низкими подмостовыми проемами, но верно ли это предположение или нет – не знаю), а второй – на маленькой табличке на коричневом фоне изображение короны.
  Ехал я строго по спидометру не превышая скорости, наслышавшись о строгости и скрытности тамошней полиции. Но законопослушные финны все равно меня обгоняли, из чего я сделал вывод, что не очень то они и законопослушные. В одном месте стоит специальный электронный щит, который отображает скорость проезжающего мимо транспорта. С его помощью я убедился в исправности своего спидометра. Где-то в середине пути стали попадаться электронные дорожные знаки, где с помощью лампочек разного цвета эмулировались знаки ограничения скорости: видимо, в зависимости от дорожных условий их переключают на разные скоростные режимы. Если встречается надпись на финском языке с узнаваемым словом «information», значит вскорости будет стоянка для отдыха с информационным щитом, на котором вывешена подробная карта окрестностей. На ней текущее местоположение стоянки обозначено красным пятном. Причем сам заезд на стоянку выглядит как дорога, уходящая вправо вверх (в большинстве случаев), а самой стоянки с автострады не наблюдается, поэтому, если бы не предупреждение заранее, это место можно было бы и проехать. Стоянку также обозначают всем известные знаки «Р» с указанием расстояния до нее или со стрелкой съезда.
  Развязки и перекрестки там действительно грамотно сделаны, по-человечески, с умом. Полосы разгона и торможения – длиннющие, десять раз успеешь разогнаться и влиться. Ну и качество дорог везде заслуживает превосходных оценок. По-хорошему завидно. Кое-где идут дорожные работы (причем в отличие от России, там если висит знак «Дорожные работы», то через несколько сот метров там действительно ведутся – вот чудо – эти самые работы), но это не очень мешает движению. Нет, конечно, там действуют ограничения скорости, но никаких пробок нет и в помине (хотя это было утро четверга и загородная автострада – машин было мало, за другие условия не поручусь).
  Благополучно доехали до Ring I (первое кольцо вокруг Хельсинки, объездная дорога) – первой точки поворота. Поскольку на часах по-местному не было еще и 10-ти (а вселение в отель – с 12 часов), решили съездить «в крупнейший в Скандинавии ТЦ» под названием Итякескус. Если бы перед этим мы не заехали на информационную стоянку, то может быть и поплутали, поскольку развязка там не простая: сначала надо было съехать на правое ответвление дороги, а через 50-100 метров, где дорога опять раздваивается, ехать по левой дороге. Вообще, с ориентацией по дорогам у нас не было особых проблем, поскольку мы всегда знали куда ехать – у нас было 4 карты: Питера, Ленобласти, Финляндии и Хельсинки с окрестностями, и по пути мы постоянно сверялись с ними (к сожалению, у нас не было карты Выборга, поэтому мы там и поблуждали чуток). Доехали мы до ТЦ, припарковались в подземном паркинге (парковка, как мы поняли у них там бесплатная, единственно вроде бы не рекомендуется стоять там больше 4 часов).
  Здесь же нас ожидал жестокий удар судьбы. Решив перелить бензин из канистры в бак, обнаружил, что канистра где-то подтекает, и вся наша тара (рюкзак, сумка, пакеты), а также некоторые из вещей, которые хранились в рюкзаке без пакетов, приобрели устойчивый и хорошо узнаваемый запах. В целом, вытекло немного, но и этого хватило…
  На всей громадной парковке было от силы машины 2-3, что нас несколько насторожило. Ну ладно, вошли в ТЦ – действительно, оказалась длинная улица под крышей с множеством магазинов в два этажа: от крупных, до не очень. На входе взяли рекламный буклет с расположением всех магазинов в ТЦ – хорошо, там была информация по-английски. Единственно, народу там было кот наплакал: в обозримом пространстве хорошо если было 1-2 человека, бродящих по ТЦ подобно нам. И все магазины – закрыты! Закралось нехорошее чувство – что-то не так. Подождали до 10 часов – м.б. в 10 откроется хоть что-нибудь. Никаких изменений. Попытки выяснить у аборигенов в чем дело ни к чему не привели – нас как-то игнорировали. Пришлось нам убраться восвояси. Впоследствии выяснилось, что в день, когда мы въехали в Финляндию, финны отмечали какой-то государственный праздник, и по этой причине никакие магазины не работали. Делать нечего, пришлось ехать прямо в отель. По этой самой Ring I без проблем доехали до нашей гостиницы Radisson SAS Espoo ***.
 
Поездка на автомобиле в Финляндию (май 2006). Часть 2
Поездка на автомобиле в Финляндию (май 2006). Часть 3
Поездка на автомобиле в Финляндию (май 2006). Часть 4
Поездка на автомобиле в Финляндию (май 2006). Часть 5
 

Комментарий автора:

Страницы1

4,0/5 (1)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Читать все

    Вуоксинский рыболовный парк. Концерт на ледяных музыкальных инструментах

    Вуоксинский рыболовный парк. Концерт на ледяных музыкальных инструментах

    Кто в Ленинградской области не знает реку Вуокса? Начало свое она берет из озера Сайма, и связывает озерную систему Сайма и Ладогу. Конечно, на Сайме прекрасно летом, но и зимой…